вхід через Google

 

Недавние исследования, проводимые в рамках Транзакционной модели от Sameroff and Chandler, затронули факторы становления личности ребенка и остановились на ключевом - "самооценка-самоощущение ребенка - sense of self" как основополагающий аспект гармоничного развития дошкольника.

Ученые считают, что дети* с позитивным восприятием себя, своей умелости и высоким контролем, легче преодолевают и нейтрализуют возможные стрессовые ситуации и опыты в жизни.

*Термин sence of self употребляется и к детям до трех лет, так как ощущения и переживания первых двух лет жизни становятся основой самовосприятия человека.

**Данный материал рассматривает детей с рождения до 6 лет.

Так дети, воспринимающие себя на отлично, получают больше позитивных опытов в окружающей среде и, следовательно, проявляют больше инициативы в выполнении действий и установлению социальных отношений. Это в свою очередь провоцирует укрепление самосознания ребенка с позитивной оценкой себя и последующее получение положительных жизненных опытов. Что же влияет на то как ребенок воспринимает себя в мире? Давайте разберем основные три группы факторов.

 В первую очередь, важно то, как с этим же обстоят дела у ролевых моделей, как себя воспринимают касательно уверенности в себе самые близкие ему люди. Ведь, познавая мир и себя в нем, детская психика воспринимает все, и себя в том числе, по пути отождествлений и сравнений. Наверное, поэтому каждый честный детский психолог скажет родителям,что воспитывать им нужно с начала себя. И может даже признается в том, что и психолог ребенку не нужен, а если похоже на то, что есть вопросы и возможно созрела потребность в психологической помощи, то эта помощь требуется родителям.Ведь, у маленьких людей огромные как физические так и психологические адаптивные возможности. Поэтому детей и называют "хорошими психологами" - получить то, что нужно, используя все имеющиеся ресурсы - это основной механизм выживания вида. Считывать все эмоции и ньюансы настроений - конек малышей и нам на заметку - от них ничего не скроешь и на глубинном уровне они всегда знают, что мы чувствуем и как относимся к себе и миру (Маргарет Мид, работы цикла "Этнопсихология детства", исследование социализации и этапов психологического становления в разных культурах).

Адаптивные механизмы личности справляются с деструктивными воздействиями среды, корректируя восприятие до подходящей и переносимой малышами картины мира. Для устойчивости и безопасности, ребенку необходимо чувствовать наличие рядом способного, сильного и уверенного человека и так нас хотят видеть, ведь, самостоятельно дети могут так мало. Поэтому у родителей уже есть плюс - изначально нас рассматривают как всесильных и уверенных - так держать!

Второй фактор.Способность малышей достигать своих целей. В этом, рассматриваемом нами возрасте, большинство целей и мотивов относится к движениям. От 6-8 часов в день дети двигаются и каждое движение имеет свою цель в основе которой так или иначе познание способности ребенка управлять своим телом и пространством, путем его преодоления -передвижения и т.д. Мы знаем, что дети в этом возрасте эгоцентричны, на это даже в Золушке есть ссылка, когда Мачеха говорит о том невыполнимом, что нужно успеть сделать за ночь, и первым она отмечает "познать самое себя":)) Мы понимаем, что в природе все на своих местах, и логика последовательности здесь понятна.

Сначала понять себя - объект с помощью которого будет проходить познание того или иного всю жизнь. В данном случае, я отмечаю, что самопознание определенным образом выражается в необходимом на этом этапе (до 6 лет) эгоцентризме ребенка - точке через которую преломляется все его восприятие и через которую идет параллельное познание окружения.Банально процесс изучения себя ребенком начинается и фокусируется на возможностях тела. Тело является главнейшим и приоритетным предметом изучения на протяжении всего дошкольного периода.

Супруги Маргарет и УильямСирс, оба педиатры и многодетные родители, в своей книге «Ваш Ребенок» подробно описывают «вехи развития» и приводят результаты своих наблюдений за тем, как развивается ребенок от рождения до 2лет. Как много внимания маленький человек уделяет своему телу. Сирсы, да и многие другие отмечают как много значат для ребенка движения и растущие способности тела их осуществлять. То, как легко и приятно получаются требуемые движения,сама возможность совершить те или иные действия - источник радости и удовольствия ребенка. Не удивительно, что от развития моторики: мышц, баланса и координации - всего что требуется для совершения движений и действий зависит так много для позитивного настроения и восприятия себя и мира вокруг, особенно касательно самостоятельности и независимости. О моторике я отдельно расскажу в следующем материале с акцентом на крупную или общую моторику, о которой гораздо меньше говорится чем о мелкой, а также о связи между первой и второй и влиянии на развитие мозга обоих.

К возможностям тела относится и развитие речи и голосового аппарата, но связь касательно достижения целей в данном случае более косвенна, особенно с учетом такого важного аспекта как самостоятельность. Мы это можем почувствовать, когда видим с каким на ранних порах удовольствием ребенок делает следующее: сам пошел, наклонился, поднял и понес, к примеру. "Усвоение тела - действие, благодаря которому осуществляется развитие психологического "Я" ребенка", - писал А. Валлон— французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ. Он так же обосновал и обозначил тесную связь эмоции и движения у маленьких детей.

К третьей группе факторов относится микроклимат любви. Наличие фигуры, осуществляющей заботу о малыше,присутствующей постоянно и с кем установлены тесные эмоционально-насыщающие отношения. Этот человек, напитывающий ребенка любовью, дающий понимание и поддержку так же является своеобразным зеркалом для малыша: в отношении к себе другого понимается собственная ценность и персона. Если близкие, заботящиеся о малыше люди,относится к своему малышу бережно, с любовью угадывая каждое его желание, к примеру, он захотел пить, и мама дала ему воды — ребёнок получает удовлетворение телесное. И если на каждую активность младенца мама откликается улыбкой,доброжелательными интонациями в голосе, ласковыми прикосновениями — получает удовлетворение его душа (мир его отношений). Любовь и эмоциональный климат в среде жизни ребенка - интуитивная зона и подчинена законам искреннего реагирования и чувства. Об этом говорит Винникот (детский психиатр и педиатр) в своей книге "Маленькие дети и их родители". Он даже рекомендует мамам не читать книг и не слушать советов - интуитивная чистая материнская реакция провозглашается лучшей стратегией, необходимой на самом раннем этапе.

При ценностном к ребёнку отношении мир кажется ему хорошим (принимающим), и в нём формируется базовое доверие к миру, а также дружественное отношение к себе: «я — ценный». Безусловное материнское принятие обеспечивает формирование в ребёнке позитивной, способной адекватно воспринимать мир личности - Н.Цветкова "О восстановлении самоценности человека".

Итак, мы рассмотрели с трех ракурсов формирование у ребенка собственной ценности, самооценки с тем, чтобы в итоге еще раз подойти к мысли о том, что успех в процессе развития и становления маленького человека основывается на его видении и ощущении себя. Чтобы мы, родители, не делали - главное, чтобы ребенок был доволен собой! Детское счастье,радость и удовольствие позволят прекрасной природе сделать что нужно.

 

Лана Черкашина,
г. Львов

 

 

 

Add comment