Первый визит в детский сад – явление важное, нужное и, к сожалению, не всегда безопасное. Кардинальные изменения Условия пребывания малыша очень часто сопровождаются сильным стрессом, замедлением его речевой и коммуникативной деятельности, являются причиной возникновения различных заболеваний. Процесс адаптации ребенка в детском саду усложняется еще и тогда, когда малыш становится не единственным новичком в группе, а приходит одновременно с другими детьми. Воспитатель не в состоянии уделить всем поступившим детям достаточно внимания, да и правильный индивидуальный подход к каждому из воспитанников с первого дня подобрать практически невозможно.
Адаптацию можно условно разделить на два вида: биологическая и социальная.
От успешности биологическойадаптации зависит благополучие и правильная работа внутренних органов, иммунной системы, речевого аппарата и нервной системы в целом.
Благополучная социальная адаптация помогает малышу строить новые отношения, налаживать межличностные связи. Обе разновидности адаптации неразрывно связаны между собой: успешная биологическая; адаптация невозможна без благополучной социальной и наоборот.
Продолжительность адаптации зависит. от индивидуальных особенностей каждого ребенка и от возраста поступления в детский сад. В педагогической литературе можно встретить следующие данные:
-продолжительность адаптации ребенка ясельного возраста (до трех лет) составляет одну-две недели;
- продолжительность адаптации ребенка от трех до пяти лет – две, три недели;
-продолжительность адаптации детей старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) достигает месяца и больше.
Адаптация по степени тяжести бывает легкой, средней и тяжелой.
Наиболее сложно и продолжительно протекает тяжелая адаптация. Для привыкания малышу может потребоваться несколько месяцев. Чувство постоянного страха и стресса от разлуки с родными людьми при такой адаптации часто приводит к возникновению психосоматических болезней и серьезному ослаблению иммунитета.
При средней тяжести адаптации ребенок достаточно легко вливается в коллектив и привыкает к новым условиям проживания, но «утренняя плаксивость» может занять несколько недель и даже месяцев. В этот период малыш является легкой мишенью для различных инфекционных и вирусных заболеваний.
Есть дети, которые очень легко адаптируются к детскому саду. Такие дети не испытывают особого беспокойства от изменившихся условий и, как следствие, болеют очень редко.
Признаки завершение процесса успешной адаптации: |
Наличие хорошего аппетита; |
Крепкий, здоровый сон; |
|
Желание общаться с детьми; |
|
Умение адекватно реагировать на предложения воспитателей; |
|
Преобладание положительных эмоций. |
Невротические реакции, свидетельствующие о срыве адаптации: |
Страхи, фобии; |
Неадекватное асоциальное поведение; |
|
Спонтанная рвота; |
|
Желание уйти от малознакомых людей; |
|
Мелкая дрожь пальцев рук и подбородка. |
|
Нежелание делится личными вещами. |
К сожалению, садовая дезадаптация явление достаточно распространено. Во многих садах вариантом нормы считается ситуация, когда новорожденный малыш рыдает без остановки неделями. Чтобы не допустить такого развития событий. родители должны начать подготовку ребенка к саду раньше времени. Важнейшим фактором успешности садовой адаптации можно назвать уважительно-партнерские взаимоотношения между воспитателями и родителями детей.