Санитарный регламент для заведений дошкольного образования (СанПиН для садиков)
Утвержден Приказом Министерства здравоохранения Украины 24.03.2016 № 234 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2022г.)
I. Общие положения
II. Санитарно-гигиенические требования к устройству территории
III. Гигиенические требования к зданиям и помещениям дошкольных учебных заведений
IV. Санитарно-гигиенические требования к освещению
V. Требования к водоснабжению, водоотводу и отоплению
VI. Воздушно-тепловой режим
VII. Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений и оборудованию
VIII. Санитарно-гигиенические требования к содержанию бассейнов
IX. Требования к организации питания
X. Санитарно-гигиенические требования к личной гигиене персонала
XI. Требования к медицинскому обслуживанию, оценке состояния здоровья детей
XII. Требования к распорядку дня и учебы,
XIII. Санитарно-гигиенические требования к организации физического воспитания
И. Общие положения
1. Настоящий санитарный регламент (далее - Регламент) определяет санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным учебным заведениям всех форм собственности (созданных в том числе в жилых и нежилых помещениях), выполнение которых позволяет создать безвредные условия развития, воспитания, обучения детей, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья детей
2. Использование территории, зданий, помещений, сооружений, оборудования дошкольных учебных заведений другими юридическими и физическими лицами в целях, не связанных с учебно-воспитательным процессом и жизнедеятельностью детей, запрещается.
3. Производители и/или поставщики пищевых продуктов, питьевой воды (в том числе фасованной), нового игрового и спортивного/физкультурного оборудования, мебели, средств обучения, компьютерной техники, игрушек (игр), полиграфической продукции, предметов детской гигиены, моющих и дезинфекционных средств должны информировать о рисках, которые может представлять эта продукция, или их отсутствии.
4. Учредитель (владелец) и руководитель дошкольного учебного заведения ответственны за соблюдение требований настоящего Регламента.
5. С целью создания условий для внедрения инклюзивной формы образования здания и сооружения дошкольных учебных заведений или здания и сооружения, в которых они размещены, должны соответствовать положениям ДБН В.2.2-13-2003 «Дома и сооружения. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения»; ДБН В.2.2-3-97 «Дома и сооружения. Дома и сооружения учебных заведений»; ДБН В.2.2-17:2006 «Дома и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
II. Санитарно-гигиенические требования к устройству территории
1. Оборудование территории дошкольного учебного заведения должно быть исправным.
Территория должна быть освещена в соответствии с действующими нормами (не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток).
2. Для озеленения территории дошкольных учебных заведений запрещается использовать деревья, кусты, растения с колючками (белая акация, боярышник, шиповник и т.п.), ядовитыми плодами и растения в соответствии с Перечнем растений, деревьев, кустов с колючками, ядовитыми плодами, приведенными в приложении 1 Регламент.
3. Песочницы на групповых площадках должны быть ограждены бортиками. На ночь песочнице нужно закрывать.
Замена песка производится не реже одного раза в год. Ежедневно перед игрой песок перемешивается и слегка увлажняется, перекапывается. По мере загрязнения песок заменяется чистым.
В теплое время года, с апреля по октябрь, 2 раза в течение всего периода учредитель (владелец) организует лабораторные исследования песка на наличие гельминтов яиц.
4. Для закаливания детей и организации игр с водой допускается организовывать устройство плоских бассейнов глубиной 0,25 м (с подводом водопроводной воды и отводом сточных вод к канализации).
В плоских бассейнах вода заменяется каждый день. Бассейн после спуска воды моется проточной водой, а 1 раз в неделю – с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
5. На территории дошкольного учебного заведения допускается оборудование теплицы и вольера для животных, расположенных на расстоянии не менее 25 м от здания дошкольного учебного заведения и ближайших жилых домов.
В дошкольных учебных заведениях возможно оборудование участка для растений, в частности, овощных и плодово-ягодных культур. Использование пестицидов и агрохимикатов в дошкольных учебных заведениях, в том числе на земельном участке, запрещается.
6. Санитарная очистка территории дошкольных учебных заведений должна осуществляться согласно требованиям Государственных санитарных норм и правил содержания территорий населенных мест, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 17 марта 2011 № 145, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 05 апреля 2011 457/19195.
Территория подлежит уборке 2 раза в день, в том числе утром за 1-2 часа до прихода детей и в случае загрязнения (при отсутствии детей на игровых площадках). Летом уборку необходимо сопровождать поливом из шланга (2 раза в день) и мытьем полов теневых навесов. Осенью производится очистка территории от листьев, сухой травы, зимой – от снега и льда. В дошкольном учебном заведении сжигание мусора и листьев запрещено. Зимой и весной, при отсутствии детей, с крыши здания необходимо сбивать сосульки и в случае очевидной опасности оползня сгребать снег. В случае невозможности срочной ликвидации угрозы опасные места ограждаются и принимаются меры по недопущению детей.
III. Гигиенические требования к зданиям и помещениям дошкольных учебных заведений
1. В здании дошкольного учебного заведения и на территории земельного участка необходимо соблюдать принципы рационального размещения помещений, максимально избегая контакта между разными группами и административно-хозяйственными помещениями.
Запрещается вынесение групповых площадок на крыши дошкольных учебных заведений или построек, к которым они достроены.
При размещении дошкольного учебного заведения на радоноопасных участках на первом этаже могут размещаться служебно-бытовые, медицинские помещения, пищеблок, прачечная и т.д. Нецелесообразно размещение помещений для детей на первом этаже. При этом необходимо усиливать герметизацию перекрытия над подвалом.
2. Желательно оборудование зданий дошкольных учебных заведений отдельными входами: общим; для раннего возраста; дошкольного возраста; для пищеблока, изолятора, прачечной.
3. Групповые ячейки для детей раннего возраста целесообразно размещать на первом этаже и снабжать отдельными входами. В приемной первой группы раннего возраста (от 1-го до 2-х лет) выделяется по необходимости место для раздевания родителей и место для грудного кормления детей матерями.
4. В туалетных помещениях нецелесообразно устраивать ступени, пороги или любые перепады уровней пола. Ванно-душевую комнату в группах круглосуточного пребывания детей в дошкольных учебных заведениях и детских домах необходимо отделять влагонепроницаемой перегородкой в отдельное помещение.
Желательно наличие отдельных туалетных помещений для мальчиков и девочек.
5. В дошкольных учебных заведениях допускается дополнительное оборудование стоматологического кабинета, фитокомнаты, кабинета лечебной физкультуры. Перечень оснащения медицинского кабинета дошкольного учебного заведения утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства образования и науки Украины от 30 августа 2005 № 432/496, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 22 сентября 2005 за № 1091/11371.
6. Для стирки, сушки и утюжка белья, полотенец и т.д. в дошкольных учебных заведениях предусматриваются соответствующие помещения. Стирка и утюжка личных вещей персонала в дошкольном учебном заведении запрещаются.
В случае отсутствия собственной стиральной машины стирка может осуществляться другими прачечными, за исключением прачечных, обслуживающих инфекционные учреждения здравоохранения, объекты химической и другой опасной промышленности.
7. Полы в помещениях групповых (жилых) ячеек должны иметь влагостойкость, низкую теплопроводность, устойчивость к моющим и дезинфицирующим средствам и быть нескользким. Допускается устройство безопасных систем обогрева.
Полы в пищеблоках, прачечных, туалетных, ванно-душевых, душевых должны иметь уклон в канализацию (сливные трапы с наклоном пола к отверстию трапа не менее 0,03 %) или другие технологические решения, позволяющие обеспечить чистоту помещений. Отверстия трапа должны быть закрыты решетками.
8. Материалы, используемые для устройства, отделки дошкольных учебных заведений, должны быть безопасными.
IV. Санитарно-гигиенические требования к освещению
1. Основные помещения дошкольных учебных заведений (групповые (жилищные) ячейки, медицинские кабинеты, приемно-карантинные отделения, залы для музыкальных и физкультурных занятий, кабинеты для работы с компьютерами и техническими средствами обучения и т.д.) должны иметь естественное освещение.
Целесообразная продолжительность инсоляции указанных помещений – не менее 3 часов в день. Минимальный коэффициент естественной освещенности помещений (далее – КЕО) должен составлять не менее 1,5%.
Без естественного освещения могут функционировать буфетные, раздевалки, амбары, включая кладовые для чистого белья (при наличии в каштелянском доме), душевые при изоляторе и бассейне, туалеты и другие технические помещения.
2. Для защиты от прямых лучей солнца, предотвращения перегрева помещений, в которых находятся дети, необходимо предусматривать жалюзи, козырьки, шторы или другие виды защиты.
Шторы на окнах групповых помещений не должны снижать уровень естественного освещения и инсоляции. При размещении над окнами основных помещений дошкольного ламбрекена не допускается их свисание ниже верхнего края окна. Закрывание окон шторами допускается во время сна детей, телевизор и т.д.
3. При высадке растений следует предотвращать затенение помещений. Густые кроны деревьев подлежат своевременному разжижению, что предотвращает ухудшение показателей естественного освещения. Каждый год необходимо проводить декоративную обрезку кустов, вырубку сухих и низких ветвей и молодой поросли деревьев.
4. Мыть окна необходимо регулярно, не реже 3 раз в год и при загрязнении. Окна не разрешается затенять вьющимися комнатными растениями, а также растениями больших размеров. Растения можно размещать в подвесных вазонах на стенах помещений или в углах помещений на подставках высотой до 70 см, которые можно перемещать.
5. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.
При проведении занятий в условиях недостаточности естественного освещения необходимо использовать источники искусственного освещения.
Нормативы искусственной освещенности основных помещений приведены в приложении 2 к Регламенту.
В качестве источников освещения используются лампы типа ЛБ (белый цвет), ТБС (тепло-белый свет). Применение ксеноновых ламп не допускается.
Светильники с люминесцентными лампами должны обеспечивать рассеянный свет, а с лампами накаливания – полностью отраженный свет (например, с использованием плафонов, препятствующих ослеплению). При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен быть не менее 200 лк.
Нецелесообразно одновременное использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания, а также использование ламп ЛД (люминесцентного дневного света).
Светильники на потолке групповых, игровых, приемных, раздевалок, в залах для занятий музыкой, физической культурой размещают равномерно. Светильники, которые могут повредиться, должны иметь защитную арматуру. В игровых необходимо предусмотреть отдельное включение каждого ряда светильников, расположенных параллельно окнам.
6. Электрические розетки и выключатели не желательно устанавливать на высоте менее 1,8 м от пола, при этом в помещениях с пребыванием детей необходимо предусмотреть установку закрываемых розеток.
В залах занятий физической культурой на светильниках и окнах должны быть защитные средства.
7. Перегоревшие лампы подлежат своевременной замене. Также замене подлежат люминесцентные лампы, которые при работе создают шум, мигание и стробоскопический эффект. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специальную тару – герметично закрытые металлические емкости, контейнеры, хранящиеся в специально отведенных изолированных технических помещениях, стены, потолок и пол которых не граничат с помещениями групповых ячеек. При этом доступ в такое техническое помещение должен иметь только специально назначенный работник дошкольного учебного заведения. При накоплении четырех и более перегоревших люминесцентных ламп их вывозят из дошкольного учебного заведения в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2008 года № 1070. Хранение перегоревших люминесцентных ламп в здании заведений допускается.
8. Запрещается размещение светильников над плитами, технологическим оборудованием, производственными столами пищеблоков. Светильники (кроме светодиодных) в пищеблоке должны иметь защитную арматуру.
9. Лабораторный контроль уровня освещенности в дошкольных учебных заведениях организуется учредителем не реже одного раза в год (не менее 3 замеров в 3-5 помещениях).
V. Требования к водоснабжению, водоотводу и отоплению
1. Вода, которая поставляется в дошкольное учебное заведение, должна отвечать требованиям Государственных санитарных норм и правил «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» (ДСанПиН 2.2.4-171-10), утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 12 мая 2010 № 400, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 01 июля 2010 за № 452/17747 (далее - ДСанПиН 2.2.4-171-10).
2. Дошкольные учебные заведения оборудуются сетями хозяйственно-питьевого водоснабжения, сетями канализации, водостока, отопления, вентиляции. Горячей проточной водой дошкольные учреждения должны быть обеспечены в течение всего года.
В случае отсутствия в населенном пункте централизованных сетей водопровода и канализации для дошкольного учебного заведения, необходимо предусмотреть водоснабжение от артезианской скважины с подачей воды в помещения дошкольного учебного заведения и оборудование внутренней канализационной сети с отводом стоков на местные очистные сооружения.
В сельских населенных пунктах при отсутствии централизованного водоснабжения допускается использование общественных скважин, колодцев, каптажей в случае подтверждения безопасности питьевой воды.
3. Холодной и горячей проточной водой должны быть обеспечены групповые (жилищные) ячейки, комната природы, столовая, буфетные, медицинские помещения, прачечная, ванно-душевые, туалетные комнаты, залы бассейнов и т.п. с установкой кранов-смесителей. Не используйте горячую воду из системы водяного отопления для любых целей.
На случай перебоев в снабжении горячей проточной водой необходимо предусматривать резервное горячее водоснабжение.
Допускается оборудование приемных и раздевалок специальными шкафами для сушки.
4. Температура горячей воды, подаваемой в помещения дошкольных учебных заведений, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 °С.
5. Организация питьевого режима должна способствовать оптимальному удовлетворению потребностей детей в безопасной и качественной воде. Каждый ребенок должен получить кипяченую или фасованную воду в индивидуальной чашке.
Фасованная негазированная вода промышленного производства, а также вода из установок с дозированным разливом негазированной фасованной питьевой воды должны отвечать требованиям ДСанПиН 2.2.4-171-10.
При использовании установок с дозированным разливом негазированной фасованной воды замена емкости должна производиться не реже одного раза в 2 недели.
6. В пищеблоке в местах подсоединения ванн к канализационной сети желательно устроить воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки.
При проведении стоек бытовой канализации через помещение дошкольного учебного заведения предусматривается их закрытие оштукатуренными коробами и обеспечение ревизионным оборудованием.
Запрещается проведение стоек бытовой канализации через производственные помещения пищеблока.
7. Дошкольные учебные заведения должны иметь централизованную систему теплоснабжения или безопасную автономную систему теплоснабжения, способную обеспечить оптимальные показатели микроклимата.
При организации автономного горячего водоснабжения наличие циркуляционного контура или другого оборудования, что обеспечит стабильную температуру воды на момент открытия крана в любой точке разбора, обязательно.
В одноэтажных дошкольных учреждениях вместимостью до 50 мест, расположенных в сельской местности, допускается печное отопление. Печные отверстия с герметичной дверцей необходимо размещать только в коридорах. Печки нужно топить в отсутствие детей и заканчивать не позднее чем за 2 часа до прихода детей.
Лабораторный контроль за содержанием окиси углерода в воздухе помещений дошкольных учебных заведений с печным отоплением организуется учредителем дважды в течение отопительного сезона.
В основных помещениях дошкольного учебного заведения содержание СО2 должно быть не более 0,07%, запыленность – 1,75 млн пылинок в 1 м-3 воздуха, окисляемость воздуха – 6-9 мг О2 в 1 м-3, количество микроорганизмов – 4000 в 1 м-3 воздуха зимой, предельно допустимая концентрация (далее – ПДК) аммиака – 0,1 мг/м-3, фенола – 0,006 мг/м-3, формальдегида – 0,003 мг/м-3.
8. В дошкольных учреждениях целесообразно установить регуляторы интенсивности нагрева отопительных приборов. Для предотвращения ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены периодически снимаемыми при уборке деревянными решетками (или металлическими при условии безопасной температуры). Запрещается ограждение отопительных приборов деревянно-стружечными и деревянноволокнистыми плитами и использование ограждения из полимерных материалов.
VI. Воздушно-тепловой режим
1. Оптимальной температурой в групповых ячейках дошкольных учебных заведений +19-23 °С. В помещениях бассейна – +29-30 °С. В залах для занятий музыкой и физической культурой 18-19 °С. В теплых переходах – не менее +15 °С.
В помещениях, занимающих угловое положение или находящихся в торце здания дошкольного учебного заведения, температура воздуха должна быть не менее +21 °С.
Комнатные термометры должны размещаться на внутренней поверхности каждого помещения, где находятся дети, на уровне 0,8-1,2 м от пола в зависимости от роста детей.
2. Естественная вентиляция помещений дошкольных учебных заведений осуществляется через вентиляционные каналы. Отдельные системы вентиляции должны быть в пищеблоке, изоляторе, раздевалках, туалетных комнатах.
При отсутствии детей помещения дошкольных учебных заведений должны периодически проветриваться. Эффективно сквозное или угловое проветривание. Запрещается проветривание из-за туалетных комнат. Продолжительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра и эффективности работы отопительной системы. Сквозное проветривание должно проводиться каждые 1,5-2 часа с продолжительностью не менее 10 минут. В спальнях сквозное проветривание осуществляется до и после сна детей.
3. В холодное время года проветривание должно быть закончено не позднее 30 минут до прихода детей с занятий или с прогулки и за 30 минут до сна. Во время сна может быть предоставлен доступ свежего воздуха с одной стороны помещения, но за 30 минут до подъема детей его прекращают. После кратковременных проветриваний допускается снижение температуры воздуха в групповых ячейках до +19 °С для детей 4-5 лет и до +18 °С для детей старше 5 лет.
В теплое время года в помещениях с постоянным пребыванием детей обеспечивается широкий доступ свежего воздуха, а именно из-за односторонней аэрации помещений в присутствии детей. Дневной и ночной сон должен быть при открытых окнах, фрамугах, форточках при отсутствии сквозняков.
4. Относительная влажность воздуха в помещениях, где находятся дети, должна быть в пределах 40-60%.
5. При входе в дошкольное учебное заведение необходимо размещать термометр для контроля температуры воздуха на улице. Прогулки на открытом воздухе должны проводиться не реже 2 раз в день. Оптимальное время пребывания на открытом воздухе – 3,5-4 часа в день с достаточной двигательной активностью. Основными причинами сокращения продолжительности пребывания на свежем воздухе являются ухудшение самочувствия, нарушение здоровья детей, осложнение метеоусловий.
6. Прогулки на улице разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -16 °С.
7. Летом во время прогулок дети должны иметь головные уборы. Для предотвращения перегрева на солнце часть прогулки необходимо проводить в тени деревьев и под теневыми навесами. Прогулки летом при отсутствии ветра желательно сопровождать водными процедурами, играми с водой с использованием плоских бассейнов, воронок, гидроигрушек.
8. Учредитель (владелец) организует лабораторный контроль показателей микроклимата (температура, влажность) в дошкольных учебных заведениях, который проводится не реже двух раз в год (не менее 6 замеров).
9. Установка в дошкольном учебном заведении новых систем, влияющих микроклимат помещения, должно осуществляться с письменного согласия родителей (опекунов) и должно быть обеспечено соответствующим и своевременным сервисным обслуживанием и заменой расходных материалов. При повышении заболеваемости детей, вызванных функционированием таких систем, эксплуатация указанных систем запрещается.
VII. Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений и оборудованию
1. Оборудование основных помещений дошкольного учебного заведения должно соответствовать росту и возрасту детей. Мебель должна быть светлых тонов, матовая, преимущественно без блеска.
Не разрешается использовать неисправную мебель и оборудование. Материалы для облицовки мебели должны быть с низкой теплопроводностью, устойчивы к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.
2. Приемные и раздевалки групповых (жилых) ячеек для детей раннего возраста желательно оборудовать шкафами для одежды детей и персонала, скамьями и при необходимости столами для пеленания, умывающей раковиной.
3. Для детей раннего возраста в светлой части групповой комнаты на расстоянии 1,0 м от окон и параллельно им должен быть размещен безопасный манеж.
Для ползания детей по полу выделяется место (ограждается барьером), где могут устанавливаться горки с лестницей, другое безопасное развивающее оборудование.
Специальные столики для кормления детей 8-12 месяцев (высота - 0,70-0,75 м, высота сиденья ниже поверхности стола на 0,2 м) устанавливаются неподалеку от буфетной.
4. Мебель в группах подбирается в соответствии с ростом (длины тела) детей и должна отвечать требованиям приложения 3 к Регламенту. При использовании ребенком компенсаторных средств (например, инвалидной коляски) высота поверхности стола должна быть выше локтя опущенной руки ребенка, сидящего в кресле-коляске, на 2-4 см.
5. В групповых помещениях вдоль окон или стен разрешается устанавливать столы для настольных игр, безопасное физкультурное оборудование.
В случае отсутствия в заведении спортивного зала разрешается в групповом (жилищном) центре обустраивать спортивный/физкультурный уголок, где размещается физкультурное оборудование и инвентарь.
6. Столы для занятий желательно устанавливать на расстоянии 1 м от окна так, чтобы свет падал на рабочую поверхность слева. Для леворуких детей рабочие места организуют так, чтобы свет падал с правой стороны. Расстояние между рядами и доской должно быть 2,5-3,0 м (угол рассматривания доски на стене – не менее 45°). Расстояние от нижнего края доски до пола – 0,7-0,8 м.
Рабочая поверхность столов должна быть гладкой, матовой или с незначительным блеском, в виде непрозрачного покрытия светлых тонов или с сохранением текстуры древесины светлых тонов.
На занятиях детей необходимо рассаживать с учетом состояния здоровья, остроты зрения, слуха, а также их анатомо-физиологических показателей. Детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, рассаживают на значительном расстоянии от окон и дверей, а детей с пониженной остротой зрения и слуха - рядом с доской.
7. Игровые в групповых ячейках оборудуются шкафами для игрушек и подсобного материала. В спальнях устанавливаются бельевые шкафы.
8. Спальни должны быть оборудованы безопасными стационарными кроватями, соответствующими возрасту и возрасту ребенка.
Желательно закрепить кровать за каждым ребенком. Оно должно быть промаркировано одинаково с постельным бельем, мешками для хранения постельного белья (при использовании раскладных кроватей), полотенцем, горшком (для детей раннего возраста), шкафом в приемной и раздевалке (цифровая маркировка в соответствии со списком детей группы).
В дошкольных учебных заведениях, где отсутствуют спальные помещения, допускается использование раскладных кроватей с твердым ровным ложем или отдельных матрасов для детей садового возраста. При складывании раскладных кроватей постельное белье хранится в помещении (или специально отведенной зоне) для временного хранения раскладных кроватей, а также вещей в индивидуальных промаркированных мешках.
При размещении кроватей должно быть соблюдено минимальное расстояние до отопительных приборов – 20 см. Оптимальное расстояние между изголовьями двух кроватей – 30 см, между боковыми сторонами – от 65 см.
Летом допускается организовывать дневной сон детей на верандах при раскладных кроватях с твердым ложем.
9. Каждое спальное место обеспечивается необходимыми постельными принадлежностями, в частности матрасом, подушкой, двумя одеялами (для холодного и теплого периода года), тремя комплектами постельного белья, двумя чехлами на матрас, покрывалом, мешком для постельного белья (при использовании для лица и ног. В комплект постельного белья входит пододеяльник.
Постельное белье должно быть промаркированным (с ножного края).
Для детей раннего возраста и детей с нейрогенным мочевым пузырем на кроватях предусматриваются пеленки (в том числе влагопоглощающие), используют подгузники.
10. Замена постельного белья производится при загрязнении, но не реже одного раза в неделю, по графику замены белья (находится в прачечной).
Накапливать и хранить грязное белье в групповых (жилищных) ячейках запрещается.
Грязное белье в прачечную доставляется в мешках из ткани (2 слоя ткани), полимерных материалов, пластика, другой водонепроницаемой ткани, в других водонепроницаемых емкостях с маркировкой «грязное белье». Чистое белье транспортируется в групповые (жилищные) ячейки в мешках из ткани с маркировкой «чистое белье» и хранится в специальных шкафах. Емкости для грязного и чистого белья подлежат обработке горячей водой с мылом, моющими средствами, содой. Запрещается стирка постельного белья, детской одежды, полотенец и т.п. в групповых (жилищных) ячейках.
Еженедельно во время генеральной уборки спальни при открытых окнах необходимо непосредственно на кроватях проветривать матрасы, подушки, одеяла, а также раз в месяц выносить их на свежий воздух. Не разрешается встряхивать одеяла, постельное белье в помещениях.
Один раз в год постельные принадлежности целесообразно подвергать сухой химической чистке или обработке в дезинфекционной камере. При поражении детей энтеробиозом проводят ежедневную смену постельного и нательного белья с глажкой.
11. Туалетные комнаты групповых (жилых) ячеек оборудуются вешалками для полотенец и предметов личной гигиены, которые должны быть закреплены за каждым ребенком и соответственно промаркированы. Для детей раннего возраста могут использоваться разовые подгузники. Запас подгузников необходимо хранить в сухом месте.
В туалетных комнатах или других хозяйственных помещениях должны быть хозяйственные шкафы для хранения инвентаря для уборки, специальной одежды и т.д. В группах для детей раннего возраста устанавливаются стеллажи для горшков.
С целью предотвращения травматизма стационарное оборудование (стеллажи, шкафы, полки) необходимо крепко крепить к стенам, полу.
12. При устройстве в дошкольном учебном заведении уголков природы уход за животными и растениями осуществляет персонал дошкольного учебного заведения с участием детей среднего и старшего дошкольного возраста. В клетках для птиц и животных ежедневно производится персоналом дошкольного учебного заведения чистка кормушек, замена подстилок, мытье поилок.
Комнаты природы оборудуются стеллажами для растений, животных, аквариумов и для хранения инвентаря, сухого корма для животных при обеспечении их недоступности для детей. Растения и животные таких уголков должны быть безопасными для здоровья детей и персонала.
13. Высота размещения телеэкрана от пола должна быть от 1,0 до 1,3 м. Расстояние от первого ряда детей до экрана должно составлять от 2,0 до 5,5 м (ширина экрана – 0,6-1,2 м). . Детей одной группы необходимо рассаживать с учетом роста в 3-4 ряда (расстояние между рядами – 0,5-0,6 м).
Во время дневного просмотра телевизионных передач окна необходимо закрывать для предотвращения отражения солнечных лучей от экрана телевизора. Просмотр телевизионных передач в вечернее время должен производиться при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света (бра, настольные светильники), которые находятся вне поля зрения детей.
14. Помещение дошкольного учебного заведения должно содержаться в порядке и чистоте. Работы, связанные с организацией питания детей, в том числе сервировка столов, получение и порционирование готовых блюд, кормление детей, уборка обеденных столов, мытье посуды и т.п., проводятся в санитарной одежде (белый или светлый халат, фартук из ткани для получения и выдачи пищи, косынка, колпак, фартук из полимерных материалов для мытья посуды).
Санитарную одежду необходимо хранить на вешалке рядом с буфетной. Запрещается застегивать санитарную одежду заколками, иглами и хранить в карманах разные посторонние предметы. Для персонала должно быть не менее 3 комплектов санитарной одежды на одного работника.
15. Уборку помещений необходимо производить при открытых фрамугах, окнах в специальной одежде. Для уборки помещений используют халаты светлых оттенков (хранятся в групповых комнатах), а туалетных - халаты темного цвета (хранятся на вешалке в туалетных комнатах). По окончании уборки осуществляется тщательная мойка рук. Санитарная и специальная одежда должна быть промаркированной. Санитарную одежду необходимо хранить рядом с буфетной. Детям с четырехлетнего возраста, которые дежурят во время питания, выдаются передники, косынки (колпаки), хранящиеся на вешалках также рядом с буфетной (в уголке дежурного).
16. Полы необходимо мыть 2 раза в день (после обеда и в конце дня), в том числе во время одной из уборок обязательно производится отдвижение мебели и оборудования для предупреждения накопления пыли. Спальни моют после сна (дневного, ночного).
Мебель, в том числе шкафы для одежды детей, оборудование (столы для пеленания, манежи, горки и т.п.), отопительные приборы, подоконники, стены, ручки дверей и т.д. ежедневно протирают горячей водой с мылом. Ручки дверей моют из отдельных емкостей, желательна их дезинфекция. При загрязнении мебели, оборудования фекалиями производится механическая очистка, мытье с мылом и обработка дезинфицирующим средством. Салфетки после мытья подлежат обработке дезинфицирующими средствами в специальной промаркированной емкости в соответствии с инструкциями по использованию этих средств. Залы для музыкальных и физкультурных занятий необходимо проветривать после каждого занятия и ежедневно, а при необходимости чаще, а также осуществлять влажную уборку.
Столы в игровых и групповых помещениях, нагрудники из полимерных материалов после каждого еды моют горячей водой с мылом. Емкости, салфетки для мойки должны быть промаркированы. После мытья салфетки необходимо постирать, просушить и хранить в сухом виде в специальной посуде с крышкой. Мыло в случае необходимости может быть заменено моющим средством.
Жалюзионные решетки на отверстиях вентиляционной системы не разрешается прикрывать. Жалюзионные решетки на отверстиях и шахту вентиляционной системы необходимо 2 раза в год очищать от пыли.
17. Генеральная уборка помещений проводится 1 раз в неделю (в конце недели) с использованием моющих средств и 1 раз в месяц с использованием дезинфицирующих средств.
В условиях усложнения эпидемической ситуации с целью предупреждения распространения инфекционных болезней проводятся профилактические мероприятия, в том числе: мытье полов помещений групповых ячеек 1 раз в конце каждого дня, а туалетных - 2 раза в день с применением разрешенных к использованию дезинфицирующих средств. Воду после уборки сливают в унитаз с последующей дезинфекцией последнего.
18. В помещениях дошкольных учебных заведений могут быть установлены бактерицидные лампы (экранированные и открытые). Дезинфекция помещений бактерицидными лампами производится при отсутствии людей в соответствии с инструкцией.
19. Полы, умывающие раковины, ванны, душевые поддоны, унитазы и т.д. .
Сидения унитазов ежедневно моют теплой мыльной водой. Унитазы очищаются от мочекислых солей 2 раза в месяц. Полы в туалетных комнатах групп детей раннего возраста должны мыться после каждой высадки детей на горшки.
Инвентарь для мытья полов в помещениях групповых ячеек и туалетов необходимо маркировать и хранить отдельно с невозможностью доступа к ним детей. По окончании уборки инвентарь необходимо промыть горячей водой с моющими средствами.
20. Каждый раз после использования горшки моют с моющими средствами с использованием квачей под проточной водой, а при усложнении эпидемической ситуации – дезинфицирующими средствами.
21. Дезинфекционные средства, используемые в дошкольном учебном заведении, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями Порядка государственной регистрации (перерегистрации) дезинфекционных средств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 июля 2006 г. № 908. Как дезинфекционные средства используются растворы препаратов с низкой токсичностью. С целью предотвращения разложения активного вещества дезинфицирующие средства должны храниться в затемненных местах. Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в недоступных для детей местах.
22. При поступлении в дошкольное учебное заведение новых игрушек (за исключением мягконабивных) их моют теплой проточной водой с мылом (желательная продолжительность мойки – 15 минут) и сушат на воздухе. Резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные и пластизолевые игрушки после мытья отжимают и высушивают.
В дальнейшем игрушки необходимо мыть горячей водой с мылом или 2% раствором питьевой соды (в группах для детей в возрасте до 1,5 года – 2 раза в день, а в группах для детей старше 1,5 года – в конце дня) с последующим полосканием под проточной водой и сушкой на открытом воздухе или на столах.
Мягконабивные игрушки дезинфицируют бактерицидными лампами.
Во время карантина игрушки обрабатывают дезинфицирующими средствами. Емкости и щетки для мытья игрушек должны быть промаркированы и храниться в групповых ячейках.
23. В дошкольных учебных заведениях не разрешается организация пунктов проката и обмена игр, игрушек и инвентаря.
24. Ковры ежедневно подлежат чистке пылесосом, один раз в месяц их следует выбивать на улице и протирать влажной щеткой.
При лечении детей от энтеробиоза необходимо изымать: ковры (после камерной обработки); мягконабивные игрушки (после обработки бактерицидными лампами).
25. В дошкольном учебном заведении необходимо сделать невозможным проникновение грызунов и использовать механические средства для предотвращения попадания насекомых (например сетки).
26. По эпидемическим показаниям в дошкольном учебном заведении должна проводиться дезинсекция и дератизация (при отсутствии детей).
27. В дошкольном учебном заведении во время функционирования групп запрещается проведение капитального ремонта, как и проведения малярных ремонтных работ. Текущий ремонт производится при отсутствии детей в помещении, где такой ремонт производится.
VIII. Санитарно-гигиенические требования к содержанию бассейнов
1. В составе дошкольного учебного заведения на первом этаже в отдельном блоке допускается строительство бассейна.
Глубина бассейна должна быть от 0,6 до 0,8 м. Внутренняя поверхность дна и стен ванны должна быть гладкой, нескользкой.
По периметру ванны бассейна предполагается обходная дорожка. В местах выхода из душевой на обходную дорожку должен быть предусмотрен проходной душ для ног с непрерывным потоком свежей теплой воды.
2. Ванную бассейну необходимо заполнять питьевой водой, отвечающей требованиям ДСанПиН 2.2.4-171-10. Температуру воды в ванне необходимо поддерживать на уровне +28-30 °С, а температуру воздуха в зале с ванной - на 1-2 °С выше температуры воды.
3. К купанию в бассейне допускаются дети со справками от врача о состоянии их здоровья, а также результатами обследования на наличие гельминтов (острицы и т.п.).
Перед купанием каждый ребенок должен быть осмотрен медицинским работником с отметкой результатов осмотра в соответствующем журнале (термометрия, осмотр зева, кожных покровов) под личную подпись о допуске ребенка к купанию.
Купание разрешается не раньше часа после еды.
4. Вход в зал с ванной разрешается после посещения детьми туалета и принятия душа (отдельно для мальчиков и девушек). Горячий душ дети должны принимать без плавок с использованием мыла и мочалок. Через проходной душ для ног с непрерывным потоком свежей воды можно выходить на обходную дорожку возле ванны бассейна. Дети должны иметь индивидуальные мочалку, плавки, полотенце, шапочку, тапочки. Также на группу детей разрешается выдавать комплект полотенец для одноразового использования (после занятия комплект сдают в прачечную).
Наполняемость групп для купания должна быть для воспитанников раннего возраста 2-4 ребенка, для воспитанников дошкольного – 10 детей. При купании инструктор должен находиться в воде вместе с детьми. Для сушки волос в каждой раздевалке должны быть стационарные электрополотенца или бытовые фены.
5. Воду в ванне бассейна с частичной рециркуляцией необходимо обеззараживать.
Для обеззараживания воды в специальном помещении должны готовиться концентрированные растворы, которые добавляются в воду при поступлении на фильтры. Остаточное количество хлора в воде бассейна должно быть 0,5-0,7 мг/дм-3, брома – 1,2 мг/дм-3, ночью концентрацию хлора разрешается доводить до 1,5 мг/дм-3.
При наполнении бассейна водопроводной водой ее необходимо заменять полностью каждый день.
6. Независимо от системы заполнения ванны бассейна водой (протечная или с рециркуляцией) выпуск воды из ванны с последующей дезинфекцией производится не реже 1 раза в 10 дней даже при удовлетворительных санитарно-химических и бактериологических показателях воды. В случае получения неудовлетворительных показателей лабораторного исследования воды бассейн необходимо закрыть дезинфекцией вне графика.
Перед дезинфекцией ванну необходимо почистить щетками и промыть мыльно-содовым раствором с последующим ополаскиванием горячей водой из шланга. Для дезинфекции ванны должно использоваться разрешенное дезинфицирующее средство. После дезинфекции используемое средство тщательно смывают со шланга значительным количеством воды.
7. Текущая уборка бассейна должна производиться ежедневно с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Подлежат дезинфекции пол помещений, стены зала бассейна (в 2 м от пола), обходные дорожки, оборудование, ручки дверей, санитарно-техническое оборудование и т.д.
Для уборки зала из ванной бассейна должен быть отдельный промаркированный инвентарь. Отдельным промаркированным инструментом убираются: туалеты; душевые и раздевалки; зал для разминки детей, комнаты тренера и медсестра. Уборочный инвентарь хранится отдельно в недоступном для детей месте.
Лабораторный контроль качества воды плавательных бассейнов включает определение органолептических, микробиологических и паразитологических показателей.
В случае получения неудовлетворительных результатов лабораторных исследований качества воды принимаются меры по улучшению качества воды. При повторном выявлении неудовлетворительных результатов исследований решается вопрос о необходимости проведения дополнительных микробиологических и паразитологических исследований, генеральной уборки или прекращения эксплуатации бассейна.
IX. Требования к организации питания
1. Питание детей осуществляется в соответствии с нормами питания в учебных заведениях и детских учреждениях оздоровления и отдыха, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24 марта 2021 года № 305.
{Пункт 1 раздела IX в редакции Приказа Министерства здравоохранения №1371 от 01.08.2022}
2. Учредители (владельцы) и руководители дошкольных учебных заведений ответственны за организацию питания детей в дошкольных учебных заведениях в соответствии с Порядком организации питания в учебных заведениях и детских учреждениях оздоровления и отдыха, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24 марта 2021 года № 305.
{Пункт 2 раздела IX с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства здравоохранения № 1371 от 01.08.2022}
{Пункт 3 раздела IX исключен на основании Приказа Министерства здравоохранения № 1371 от 01.08.2022}
3. Производители, поставщики продуктов питания отвечают за качество и безопасность продуктов и сырья, поставляемого в дошкольные учебные заведения. Учредители (владельцы) и руководители дошкольного учебного заведения имеют обязательства перед родителями (опекунами) детей о том, что любая пища, предложенная детям, является безопасной, полезной и приготовленной в заведении с соблюдением требований действующего законодательства.
Медицинский персонал дошкольного учебного заведения одновременно с руководством заведения должен осуществлять постоянный контроль за организацией питания, в том числе за условиями и сроками хранения продуктов питания и их реализации, технологией приготовления блюд, соблюдением норм питания и т.д.
4. При отсутствии пищеблока в дошкольном учебном заведении допускается снабжение готовой продукции операторами рынка пищевых продуктов при условии внедрения постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), и соблюдения требований Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов».
X. Санитарно-гигиенические требования к личной гигиене персонала
1. Персонал дошкольного учебного заведения должен быть аккуратно одет и находиться в помещениях заведения в сменной обуви.
Работникам дошкольного учебного заведения необходимо иметь промаркированную санитарную одежду для работ, связанных с организацией питания, и промаркированную специальную одежду для уборки помещений.
В санитарной одежде запрещается: выполнять работы по уборке помещений; заходить и находиться в туалете; выходить на улицу; находиться в этой одежде в других помещениях, вне места питания детей. Перед посещением туалета санитарную одежду необходимо оставлять на вешалке рядом с дверью туалета. После посещения туалета персонал должен обязательно мыть руки, а работники пищеблока после мытья рук должны проводить дезинфекцию препаратами, разрешенными к использованию.
Специальную одежду для уборки помещений групповых (жилищных) ячеек и туалетов необходимо маркировать, использовать по назначению и хранить отдельно, так же как инвентарь для уборки (ведра, швабры, салфетки).
Замена санитарной и специальной одежды производится по мере загрязнения.
Персоналу дошкольного учреждения запрещается курить табачные изделия, употреблять алкогольные напитки в помещениях и территории дошкольного учебного заведения, пользоваться туалетами для детей.
По окончании рабочего дня персонал должен убрать рабочее место. Опасные для детей предметы должны храниться в закрытых ящиках, исключающих их доступность.
2. Персонал дошкольных учебных заведений должен проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины от 23 июля 2002 года № 280 «Об организации проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 08 августа 2002 за № 639/6927.
У каждого работника должна быть личная медицинская книжка. Личные медицинские книги хранятся в медицинском кабинете. Медицинская сестра должна вести развернутое письмо прохождения персоналом обязательных медицинских осмотров.
3. Работники, своевременно не прошедшие обязательный медицинский осмотр, а также не ознакомленные с Регламентом, к работе не допускаются.
4. Категорически запрещается пребывание работников на рабочем месте с симптомами инфекционных заболеваний. При подозрении на заболевание они подлежат обязательному отстранению от работы.
5. В течение карантина по поводу повышения заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в дошкольном учебном заведении должен быть введен масковый режим и налажено сотрудничество со структурным подразделением по вопросам здравоохранения местной государственной администрации соответствующей административно-территориальной единицы.
XI. Требования к медицинскому обслуживанию, оценке состояния здоровья детей
1. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой или врачом-педиатром, должности которых входят в штат дошкольного учебного заведения в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Украины и Министерства образования и науки Украины от 30 августа 2005 № 432/496 «Об усовершенствовании организации медицинского обслуживания детей в дошкольном учебном заведении», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 сентября 2005 под № 1090/11370.
2. Перед зачислением ребенка в дошкольное учебное заведение в учреждении здравоохранения по месту наблюдения ребенка должны быть проведены мероприятия по его подготовке к пребыванию в организованном детском коллективе, а именно: проведение оценки состояния физического и психического развития, медицинское обследование специалистами, определенными в форме первичной учетной документации № 026/о «Медицинская карта ребенка (для дошкольного и общеобразовательного учебных заведений)» (далее - форма 026/о), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 29 мая 2013 г. № 435, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 июня 2013 за № 990/23522, и по показаниям другими специалистами. При необходимости - санация полости рта и носоглотки, коррекция нарушения зрения, оздоровительные, диспансерные и другие необходимые меры.
При приеме ребенка в дошкольное учебное заведение обязательно подается медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, которая заполняется врачом центра первичной медико-санитарной помощи на каждого ребенка в присутствии родителей по форме № 026/о с заключением врача о том, что ребенок может посещать дошкольное учебное заведение.
Вопрос о посещении дошкольного учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультативной комиссией при учреждении здравоохранения.
При переводе ребенка из одного в другое дошкольное учебное заведение медицинским работником заведения, которое ребенок посещал, врачом общей практики - семейной медицины или педиатром по месту расположения дошкольного учреждения предоставляется выписка из медицинской документации ребенка по форме первичной учетной документации № 027/о «Выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного», утвержденной приказом Минздрава Украины от 14 февраля 2012 № 110, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 2012 за № 661/20974.
3. Для детей, поступивших в дошкольные учебные заведения, форма № 026/о заполняется из выписки из формы первичной учетной документации № 112/о «История развития ребенка», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 27 декабря 1999 года № 302, врачами-педиатрами или врачами общей практики – семейными врачами.
Все остальные записи в форме №026/о делают медицинские работники дошкольных учебных заведений при проведении текущих, периодических осмотров и противоэпидемиологических мероприятий.
4. При зачислении ребенка в дошкольное учебное заведение врачом-педиатром или медицинской сестрой заведения при необходимости собирается дополнительная информация относительно каждого ребенка, в частности, об особенностях его развития и поведения, проводится анализ состояния здоровья ребенка и совместно с воспитателем группы и родителями ребенка предоставляются индивидуальные. рекомендации по распорядку дня, питанию и проведению оздоровительных мероприятий.
Медицинский персонал дошкольного учебного заведения ведет отчетно-учетную медицинскую документацию.
5. Ежедневные медицинские осмотры детей производятся медицинским персоналом дошкольного учебного заведения. При выявлении признаков инфекционной болезни ребенка изолируют от здоровых детей. По показаниям ребенку оказывают неотложную медицинскую помощь. В зависимости от состояния ребенка оставляют в изоляторе до прихода родителей или вызывают скорую/неотложную медицинскую помощь для осмотра ребенка и возможной госпитализации. В заведение здравоохранения, за которым закреплено дошкольное учебное заведение, немедленно направляется экстренное сообщение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, необычной реакции на прививку и т.д.
При усложнении эпидемической ситуации в дошкольном учебном заведении (отдельных группах) необходимо проводить ограничительные противоэпидемические мероприятия, в том числе измерение температуры детей 2 раза в день и ежедневную дезинфекцию помещений.
6. Обязательные профилактические медицинские осмотры детей могут осуществляться в дошкольных учебных заведениях или осуществляются в здравоохранении по территориальному принципу и должны соответствовать Клиническому протоколу медицинского осмотра за здоровым ребенком до 3 лет, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Украины от 20 марта 2008 года № 149 и другим нормативно-правовым актам в сфере здравоохранения. Для детей после 3 лет физическое развитие (рост, индекс массы тела) оценивается в соответствии с возрастными нормативами роста детей всех возрастов и возрастных индексов массы тела у детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 03 февраля 2009 года № 55.
Врачи на основании результатов медицинского осмотра ребенка предоставляют вывод о состоянии его здоровья, при наличии показаний дают рекомендации по дополнительным обследованиям, лечению, профилактическим прививкам, режиму питания и т.д.
Данные о медицинских осмотрах и рекомендациях специалистов, дополнительных обследованиях, лечении, профилактических прививках, режиме питания, оценке физического развития ребенка, вывод о состоянии здоровья указывают в форме № 026/о.
7. При регистрации у детей и персонала дошкольного учебного заведения контагиозных гельминтозов (энтеробиоз, гименолепидоз) должен быть проведен комплекс профилактических мероприятий по предотвращению распространения гельминтов. Мероприятия проводятся при установлении энтеробиоза у 20% детей и более и у работников дошкольного учебного заведения (после одноразового лабораторного исследования).
Инвазированных детей регистрируют в форме первичной учетной документации 060/о «Журнал учета инфекционных заболеваний», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 10 января 2006 № 1, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 08 июня 2006 за № 686/12 предоставляют соответствующие рекомендации родителям или заменяющим их лицам относительно направления ребенка к врачу-педиатру или семейному врачу для проведения лечения. При напряженной эпидемической ситуации с контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия должны проводиться в течение периода лечения и в течение 3 дней после его окончания. В группах с круглосуточным пребыванием детей необходимо ежедневно менять и утюжить детское нательное белье, колготки, майки, футболки и постельное белье, полотенца.
8. Определение эффективности работы дошкольного учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников должно осуществляться учредителем (собственником) учебного заведения по критериям состояния здоровья детей с учетом данных медицинских осмотров, заболеваемости и т.д. Оценка состояния здоровья коллектива должна включать показатели распространенности заболеваний (уровень, структура); острой заболеваемости (уровень, структура); заболеваемости детей в случаях и днях на 1 ребенка; удельного веса часто болеющих детей; индекса здоровья; удельный вес детей с морфофункциональными отклонениями; удельный вес детей с хроническими заболеваниями; удельный вес детей, функционально не готовых к обучению в школе; распределения детей по группам физического развития.
К детям, часто болеющим, относятся дети, которые в течение года остро болели: более 3 раз – для детей до 1 года; 6 и более раз – в возрасте 1-2 года; 5 и более раз – в возрасте 3 лет; 4 и более раз – в возрасте 4-5 лет; более 3 раз – 6 лет и старше.
9. Медицинская сестра дошкольного учебного заведения должна осуществлять контроль за распорядком дня и обучения, учебной нагрузкой в соответствии с возрастом ребенка, двигательным режимом детей, оздоровительными мероприятиями, физическим воспитанием, включая закаливание, а также ежедневно осуществлять контроль вспышек острых кишечных инфекций, пищевых и других отравлений тому подобное.
10. Медицинская сестра дошкольного учебного заведения должна быть ознакомлена с особенностями течения хронических болезней у детей, которые посещают это учреждение, чтобы оказать соответствующую неотложную медицинскую помощь при необходимости.
XII. Требования к распорядку дня и учебы, организации жизнедеятельности, двигательной активности детей
1. Утренняя приемка ребенка в дошкольное учебное заведение ежедневно должен проводить воспитатель группы. Осуществляется обязательный опрос родителей или лиц, их заменяющих относительно состояния здоровья ребенка и визуально определяется состояние здоровья (кожные покровы, насморк и т.п.). При необходимости производится термометрия и осмотр зева. Воспитанникам групп с круглосуточным пребыванием и детям карантинных групп проводятся термометрия и осмотр зева. До использования чистые шпатели и термометры должны храниться в чистой сухой промаркированной посуде («чистые термометры», «чистые шпатели»). После использования их собирают в посуду с маркировкой «для дезинфекции термометров», «для обработки шпателей».
2. Дети с признаками инфекционного заболевания в дошкольное учебное заведение не принимаются. После перенесенного инфекционного заболевания прием детей в дошкольное учебное заведение разрешается при наличии медицинской справки заведения здравоохранения, где ребенок находится под контролем. В справке врачом-педиатром или врачом общей практики – семейным врачом указываются рекомендации по индивидуальным особенностям режима ребенка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.
Дети после временного отсутствия в дошкольном учебном заведении по другим причинам принимаются без медицинских справок при отсутствии явных признаков заболевания.
3. Персонал дошкольного учебного заведения обязан осуществлять санитарно-противоэпидемические мероприятия по предупреждению внесения инфекционных болезней в организованный детский коллектив, а в случае их занесения - меры по предотвращению распространения инфекции. В дошкольном учебном заведении целесообразно соблюдать групповую изоляцию (на территории, в здании).
Работники дошкольных учебных заведений обязаны вести наблюдение за состоянием здоровья детей, а в случае выявления признаков инфекционной болезни – сообщать медицинскому работнику. Каждый день у детей раннего возраста должен контролироваться характер стула, в случае диареи безотлагательно информируются медицинский персонал дошкольного учебного заведения и родители ребенка.
4. Распорядок дня возрастов должен соответствовать гигиеническим нормам относительно продолжительности сна (продолжительности отдыха), занятий различными видами деятельности и отдыха, в том числе организации учебных занятий, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, кратности приема пищи и т.д.
{Пункт 4 раздела XII с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства здравоохранения № 1371 от 01.08.2022}
5. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста – 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 до 1,5 лет дневной сон организуют два раза в день общей продолжительностью 3,5 часа. Для детей от 1,5 лет и старше организуют однократный дневной сон продолжительностью до 3-х часов.
В условиях военного положения, чрезвычайной ситуации иного характера дневной сон допускается заменять дневным отдыхом. При этом, общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста – 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон или дневной отдых. Для детей от 1 до 1,5 лет дневной сон или дневной отдых организуют два раза в день общей продолжительностью 3,5 часа. Для детей от 1,5 лет и старше организуют однократный дневной сон или дневной отдых продолжительностью до 3-х часов.
{Пункт 5 раздела XII дополнен новым абзацем согласно Приказу Министерства здравоохранения № 1371 от 01.08.2022}
6. В распорядке дня детей дошкольного возраста не менее 4 часов отводится на деятельность, не связанную с учебной нагрузкой.
7. С целью предотвращения учебной перегрузки детей раннего и дошкольного возраста необходимо соблюдать Предельно допустимую учебную нагрузку на ребенка в дошкольных учебных заведениях разных типов и форм собственности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 20 апреля 2015 года № 446, зарегистрированного в Министерстве юстиции 13 мая 2015 года под № 520/26965.
8. Занятия с использованием компьютеров разрешается проводить для детей старшего дошкольного возраста два раза в неделю (не более одного раза в течение дня). Непрерывная продолжительность работы с компьютером не должна превышать 10 минут. Занятия проводятся в форме особых упражнений, игр дидактического характера. После занятий с детьми проводят зрительную гимнастику. для детей с хроническими заболеваниями; часто болеющих детей; после перенесенных заболеваний (в течение 2 недель); детей с нарушением зрения продолжительность занятий с компьютером уменьшается до 5-7 минут.
Для работы с компьютером необходимо обеспечить рациональную организацию рабочего места: мебель должна соответствовать росту ребенка, верхняя горизонталь экрана видеомонитора должна находиться на уровне глаз, расстояние от глаз до экрана – не менее 50 см. В дошкольном учебном заведении запрещено использование детьми нетбуков, ноутбуков и подобной компьютерной технике, где клавиатура конструктивно не может быть отделена от монитора.
9. Занятия с использованием электронных технических средств обучения (далее – ТЗН) с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся при согласии родителей не более 10 минут. Для детей старшего дошкольного возраста непрерывная продолжительность занятий с использованием ТЗН (интерактивные доски, видеопроекторы) не должна превышать 15 минут.
10. При установлении в дошкольном учебном заведении компьютерных сетей электромагнитное излучение во всех помещениях не должно превышать предельно допустимые уровни в соответствии с Государственными санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электромагнитных излучений, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Украины от 01 августа 1996 года № 239, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 29 августа 1996 за № 488/1513.
11. Просмотр развлекательных телевизионных программ, мультфильмов и диафильмов для детей дошкольного возраста допускается не чаще 1 раза в день. Продолжительность просмотра развлекательных телевизионных передач не должна превышать 20 минут в день для детей 3-4 лет и 30 минут для детей 5-6 лет.
12. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий необходимо дифференцировать в зависимости от возраста ребенка.
13. Занятия, требующие повышенной познавательной активности, необходимо проводить преимущественно в первую половину дня и в дни с высокой работоспособностью (вторник, среда). Целесообразно совмещать и чередовать их с занятиями по музыке, физическому воспитанию, ритмике.
Не разрешается требовать от детей выполнения домашних заданий.
XIII. Санитарно-гигиенические требования к организации физического воспитания
1. Физическое воспитание детей должно проводиться под обязательным медико-педагогическим контролем и включать: утреннюю и гимнастику после дневного сна; занятие физической культурой; подвижные игры и игры спортивного характера; закаливание; физкультурные минутки на занятиях, физкультурные паузы между занятиями; физкультурные комплексы во время дневной прогулки.
Оптимальный ежедневный объем двигательной активности детей раннего возраста должен быть не менее 3 часов, для детей 3-4 года – 4 часа, 5-6 лет – 5 часов с учетом состояния здоровья и психофизиологических особенностей детей.
Во время прогулок оптимальная продолжительность физических упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста должна составлять 20-35 минут, для детей 3-4 года – 35-45 минут, 5-6 лет – 45-60 минут.
2. Организованное обучение в форме физкультурных занятий проводится с двухлетнего возраста. Продолжительность занятий для детей раннего возраста – 15 минут, в возрасте 3-4 лет – 20-25 минут, 5-6 лет – 25-30 минут. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 2-х раз в неделю. При посещении бассейна желательно проводить не менее 2-х физкультурных занятий и 2-х занятий в бассейне.
Оценку эффективности физкультурных занятий проводят по показателям структуры и содержания занятия, моторной плотности, динамике частоты сердечных сокращений (пульса), времени обновления пульса после занятия.
Структура физкультурного занятия предполагает четыре обязательные последовательные части: вводная, подготовительная (разминка), основная, заключительная. Содержание занятия кроме основной темы по учебному плану должно предусматривать специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, упражнения на развитие координации движений и равновесия. С этой целью необходимо широко применять гимнастические палки, мячи разного размера (в том числе теннисные, набивные, фитболы), гимнастические скамьи, стремянки и т.д. В заключительной части выполняются релаксационные упражнения для восстановления гемодинамики и снятия приобретенной во время занятия компрессии структур позвоночника.
При правильной организации занятия по физической культуре в конце вводной части пульс ребенка растет относительно исходного уровня на 10-15%, подготовительной - на 20-25%, основной - 60-80%, замедляется до 10% во время заключительной части и возвращается в норму через 3-5 минут после завершения занятия.
Моторная плотность физкультурного занятия (соотношение продолжительности двигательной активности детей к общей продолжительности занятия, %) зависит от типа занятия (разучивание новых движений, закрепление и усовершенствование движений, игровые формы и т.д.), возраста и уровня физической подготовленности детей и составляет от 50 до 80%.
При использовании другой методики необходимо письменное информированное согласие родителей.
3. Закаливание детей зависит от состояния здоровья, сезона года, температуры воздуха в помещениях, эпидемиологической ситуации и включает ежедневные и специальные мероприятия. Ежедневные мероприятия – это умывания и мытья рук к локтям прохладной водой, регулярное проветривание помещений, прогулки; специальные – плавание, обтирание, обливание, прополаскивание горла прохладной кипяченой водой, топтание босиком по влажному коврику и т.д. Специальные мероприятия применяются дифференцированно в зависимости от подготовленности персонала, материально-технической базы учреждения с использованием и соблюдением методов профилактики, разрешенных к применению центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
4. Оценка эффективности физического воспитания детей проводится на основе динамики состояния здоровья (в том числе по показателям резистентности организма к заболеваниям, состоянию опорно-двигательного аппарата), гармоничности физического развития, развитию двигательных качеств (в том числе координации движений и равновесия), мотивации детей к физкультурным занятиям.
Развитие двигательных навыков и качеств оценивает инструктор физкультуры в начале и конце учебного года, эта информация вносится медицинской сестрой в медицинскую карту.
5. Работа по физическому воспитанию производится инструктором физкультуры и воспитателем, контролируется медицинским персоналом, воспитателем-методистом и руководителем дошкольного учебного заведения. Медицинский персонал привлекается при подготовке комплексов физкультурных минуток и пауз, а также комплексов упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной и зрительной гимнастики.
6. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания включает:
динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью;
наблюдение за организацией двигательного режима, структурой и содержанием физкультурных занятий и других организованных форм двигательной активности, системы закаливания;
контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения физкультурных мероприятий в здании и территории земельного участка дошкольного учебного заведения; физкультурным оборудованием и орудием, одеждой и обувью детей;
гигиеническое воспитание и формирование мотивации детей к регулярным занятиям физкультурой.
Протокол хронометражных наблюдений за занятиями по физическому воспитанию приведен в приложении 4 к Регламенту.
XIV. Санитарно-гигиенические требования к личной гигиене детей
1. Умывание, чистка зубов, расчесывание волос производятся дома утром. Детей раннего возраста в заведениях (группах) с круглосуточным пребыванием умывают и расчесывают после ночного сна и утренней зарядки. Дети старшего дошкольного возраста умываются и расчесываются самостоятельно под наблюдением воспитателя.
2. При посещении туалета детей приучают использовать туалетную бумагу, а после туалета – обязательно мыть руки и пользоваться индивидуальными полотенцами. Летом перед дневным сном детей приучают мыть ноги и пользоваться индивидуальными полотенцами для ног. В дошкольных учреждениях (группах) с круглосуточным пребыванием перед ночным сном дети обязательно моют ноги или моются у ванно-душевых под обязательным наблюдением обслуживающего персонала.
3. Младенцев и, при необходимости, детей раннего возраста в дошкольных учебных заведениях (группах) необходимо подмывать при каждой замене подгузников или перед каждым пеленанием. Перед ночным сном этих детей купают. Подмывание производят теплой проточной водой. Температура воды для подмывания и купания должна быть +37 °С. После купания каждого ребенка ванночка моется. Детей дошкольного возраста приучают самостоятельно подмываться и мыться у ванно-душевых под обязательным наблюдением персонала групп.
При купании необходимо тщательно мыть ребенку складки тела, за ушами, область шеи, локтей и колен, промежность. Для новорожденных должна использоваться детская присыпка, детский крем.
4. В дошкольных учебных заведениях (группах) круглосуточного пребывания детей во время ночного сна рядом с детьми постоянно находятся помощники воспитателя (младшие медицинские сестры).
На ночь под кровати детей раннего возраста, детей с нейрогенным мочевым пузырем, а также детей, находящихся в дошкольных учебных заведениях (группах) круглосуточно, разрешается ставить горшки с крышками, которые после использования или утром переносятся в туалет.
5. Целесообразно осуществлять контроль индивидуального использования детьми одежды и вещей.
За каждым ребёнком желательно закрепить: шкаф для одежды; место за столом; кровать; ячеек для полотенец и предметов личной гигиены на вешалке в умывательной; горшок для детей раннего возраста; постельное белье, мешки для хранения постельного белья (при использовании раскладных кроватей); индивидуальную мочалку, тапочки, шапочку, плавки, полотенце для бассейна; спортивная форма с мешочком для ее хранения.
Детей раннего возраста, детей с нейрогенным мочевым пузырем, а также детей, находящихся в дошкольных учреждениях (группах) круглосуточного функционирования, родители (опекуны) должны обеспечить запасной одеждой, хранящейся в шкафах для одежды детей и специальных шкафах для чистого белья.
Директор |
|
Приложение 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ
растений, деревьев, кустов с колючками, ядовитыми плодами
НАЗВАНИЕ | Краткое описание |
АРНИКА ГОРНАЯ | Вид семьи Астровых или Сложноцветных, представлена жизненной формой многолетних трав, высотой до 35-40 см. Оранжевые цветы арники горной на альпийских и послелесных лугах Карпат всегда очаровывают туристов, однако это растение является ядовитым, поскольку содержит алкалоид. Это вещество легко проникает через слизистые и кожу в организм, вызывая интоксикацию. Действие геленалина не является таким мощным, как алкалоиды и гликозиды других видов, но при приготовлении чаев или спиртовых вытяжек возможна передозировка им. При этом наблюдаются тошнота, осложненное дыхание, рвота, потливость, кишечные колиты, понос, возможна остановка сердца |
БЕЛАДОННАЯ ОБЫЧНАЯ | Особенно опасный плод – фиолетово-черная, блестящая, сочная ягода с темно-фиолетовым соком, поэтому дети путают ее с вишней. Признаки отравления такие же, как и при отравлении беленой черной |
ЛЕКА ЧЕРНАЯ | Растет везде – на дворах, пустырях, вдоль заборов и дорог. Стебель растения клейковатый, в пушистых волосках. Цветы похожи на цветы картофеля. Плод – двугнездная коробочка с крышкой. Раскрыв коробочку и высыпав на руку семена, маленькие дети могут бросить их в рот, принимая за зерна мака. Симптомы отравления подобны отравлению дурманом |
БОЛИГОЛОВ | Второе ядовитое растение семейства зонтичных. Места произрастания – огороды, пустыри, реже берега рек. Стебель до 60-180 сантиметров, голый, ветвистый, в нижней части с красными пятнами. Цветет белыми цветками, собранными в зонтик, в конце июня – июля. Растение неприятно пахнет, если его растереть между пальцами (запах мыши). При отравлении болиголовом потерпевшие жалуются на головную боль и головокружение |
БОРЕЦ или АКОНИТ | Растение семейства Жовтецовых, представленное жизненной формой многолетних трав, высотой до 1,8 м. В Украине распространено 19 видов аконита, 10 из которых произрастают в Карпатах. Внешне борцы очень схожи между собой и их может различить только специалист, поэтому в статье они приведены под общим названием аконит. Основным ядовитым компонентом аконита является алкалоид аконитин, являющийся нейротоксином, открывающий натриевые каналы на поверхности мембран клеток, блокируя, таким образом, нервные импульсы. Смертельной для человека доза 1,5-6 мг. Аконитин очень быстро поглощается слизистыми рта и кишечника, однако, что самое интересное, так же быстро он проникает через кожу в организм. Действие яда проявляется уже через несколько минут – возникает чувство онемения (парестезия) в области проникновения токсина, которое распространяется по всему организму, впоследствии наступает полная потеря чувствительности (анестезия), начинает морозить, наблюдается активное потоотделение, иногда отравление сопровождается поносом. При значительных концентрациях – наступает смерть |
Борщевик | Растет он по обеим сторонам рек, дорог, лесов и полей, а теперь постепенно перебирается и на крестьянские поля, дачные участки. Борщевик – ядовитое растение высотой до двух метров, а то и больше. Его листья и другие части стебля могут вызвать опасные ожоги. Когда сок попадает на кожу, через несколько часов, а то и дней она краснеет. При сильных ожогах поднимается температура, начинается лихорадка, появляются язвы. После лечения на месте остаются темные пятна. Возможны и смертельные случаи после контакта с борщевиком. Особенно если поражаются рот или гортань. Чаще борщевика страдают дети |
ВОЛЧЕЕ ЛИКО (волчья ягода) | Одно из самых ядовитых растений средней полосы. Невысокий куст, преимущественно произрастающий в лиственных лесах. Цветет до появления листьев, когда еще не взошел снег. Кора желтовато-серая с мелкими бородавочками. Листья обратно-ланцетовидные. Плоды – ярко-красные, овально-продолговатые ягоды, сладкие на вкус. Несколько съеденных ягод могут привести к смерти. Кора также ядовита – она легко сдирается. Цветы похожи на сирень и имеют тонкий аромат, похожий на запах гиацинта. |
ГЛИЦИНИЯ | Цветы глицинии образуют пышные голубые, розовые и белые каскады на лозе, плетущейся заборами и деревьями. Растение, которое также называют декоративным горошком, абсолютно токсично и может вызвать тошноту, судороги и диарею, а для улучшения состояния больного может понадобиться даже капельница. |
Дурмана | Однолетнее травянистое растение с ветвистым полым стеблем. Листья ярко-зеленые с более бледной нижней поверхностью. Цветки крупные, с воронкообразными белыми веночками. Плод – коробочка, покрытая многочисленными колючками. Все растение ядовито. Явления отравления: сильная головная боль, сухость во рту, нервное возбуждение, психические расстройства |
ЖИМОЛОСТЬ | Куст высотой до двух метров. Листья овальные, супротивные, с короткими черенками, молодые листья и веточки в мягких волосочках. Кора на старых ветвях темно-серая. Темно-красные ягоды сидят попарно, так же расположены и цветы (май-июнь), имеющие желто-белый цвет |
ЖЕЛТЕК ЕДКИЙ | Из семейства лютиковых. Сок желтцов очень ядовит. Ядовитое растение выделяет пары, наиболее раздражающие слизистую глаза, носа и гортани. От контакта столкновения с лютиком может возникнуть слезотечение, насморк, раздражение горла, кашель вплоть до удушья и спазма мышц гортани. Проглоченное растение вызывает резкую боль в пищеводе, желудке, кишечнике. Отравление сопровождается рвотой, поносом, в тяжелых случаях – останавливается сердце. |
ЖОСТОР | Опасными для употребления есть ягоды некоторых кустов. Жостер (крушина) – достаточно большой куст, высотой до трех метров. Листья эллипсовидные, расположены на стебле отдельно друг от друга, по спирали. Цветы с внутренней стороны белые, снаружи – зеленоватые. Плоды красные, затем чернеют. На одном кусте попадаются ягоды разного цвета и оттенков. Листья и плоды могут вызывать рвоту и расстройства пищеварения. |
КОНВАЛИЯ МАЙСКАЯ | Ядовиты все ее части – листья, цветы, плоды – красно-оранжевые ягоды. Легкое отравление растением проявляется тошнотой, рвотой, поносом, сильной головной болью и болью в желудке. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений. Иногда поражается и нервная система. Об этом свидетельствуют возбуждение, расстройство зрения, судороги, утрата сознания. Может наступить смерть от остановки сердца |
ПЕРЕПОСТЯНКА БОЛЬКОЦВЕТНАЯ | Вид семьи Ранниковых, представленный жизненной формой многолетних трав, высотой до 1,2 м. В средневековой Европе из нее изготовляли лекарства, однако очень часто случались летальные случаи, поэтому популярность настоек с этого растения сошла на нет. Лишь в XIX веке спиртовые вытяжки из наперстянки были введены в медицину с целью лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В английском языке наперстянка получила два названия: Колокольчики мертвеца и Ведьмин огонь. В отличие от двух предыдущих видов Дигиталис грандифлера менее ядовита. Основным токсином является глюкозид дигитоксин, содержащийся во всех частях растения. Симптомы отравления проявляются в виде тошноты, рвоты, кишечных колитов, анурексии, поноса, лихорадки и бред, впоследствии начинаются галлюцинации, ослабление кровяного пульса, тремора, конвульсий и смерти. |
ПЕРЕПОСТЯНКА ПУРПУРОВА | Все части растения ядовиты даже при небольшой дозе. Детей особенно привлекают плоды наперстянки – яйцевидные коробочки с очень мелкими семенами. Симптомы отравления наперстянкой такие же, как и при отравлении ландышем майским. |
ОМЕЛА БЕЛАЯ | Семья Ремнеццветнику – Loranthaceae. Омела белая – полупаразит. Растет на тополях, акациях, липах, ивах, березах, боярышнике, яблонях, грушах и других деревьях. Кустовое вечнозеленое растение, как правило, шарообразной формы, от 20-30 до 120-130 см в диаметре. Стебли имеют деревянистые, листья желто-зеленые, вилчато или супротивно разветвленные. Цветки мелкие, желтовато-зеленые, расположены пучками. Плод – клейкая белесая ложная ягода, которую в зимние месяцы поедают изголодавшиеся птицы и таким образом способствуют распространению растения. Омела белая ядовита, поэтому ее препараты нельзя употреблять внутрь, в течение длительного срока. |
ЦИКУТА ядовитая | Растение семейства зонтичных, высотой от 60 до 120 сантиметров. Растет на дорогих низинных местах, около рек и прудов, а то прямо в воде. Цветы белые, самая ядовитая часть – корневище. Оно вздуто, распределено перепонками на отдельные полости. Листья и другие части растения, если их потереть пальцами, неприятно пахнут. Отравления бывают, когда принимают корневища цикуты или сок этого растения за съедобные |
ЧЕМЕРИЦА БЕЛА | Вид семьи Лилийных, представленный жизненной формой многолетних трав, высотой до 1,6 м. |
ЧИСТОТОЛ ОБЫЧНЫЙ | Местные названия – гладушник, провидец, бородавник и т.д. Из семейства маковых – Papaveraceae. Многолетнее пищеварительное растение (30-100 см высотой) с коротким корневищем и оранжевым молочным соком. Лекарственное, витаминозное, инсектицидное, бактерицидное, ядовитое и декоративное растение. Растет чистотел на свалках и опушках, в лиственных смешанных лесах. Теневыносливое растение. В соке чистотела содержатся следующие алкалоиды: хелидонин, гомохелидонин, оксихелидонин, протопин, алокриптонин, берберин, спартеин; органические кислоты – яблочная, лимонная, хелидоновая и хелидониновая; следы эфирного масла, камеди и смолы. В траве чистотела содержатся также холин, метиламин, гистамин, тирамин, сапонин, флавоны, витамин С, каротин, минеральные вещества – кремний, железо, кальций, магний, фосфор, сера, хлор, алюминий и радиоактивный калий. Применение чистотела в медицине основывается на его желчегонных, антисептических, мочегонных и фунгицидных свойствах. Цветет в апреле – сентябре |
Приложение 2 |
НОРМАТИВЫ
искусственной освещенности основных помещений
Наименование помещений | Освещенность не меньше (лк) | Горизонтальные поверхности, где замеряются уровни освещенности |
Приемная, раздевалка | 200 | На полу |
Групповые, игровые, комнаты для компьютерной техники, игротека | 300 | На полу |
Спальня | 150 | На полу |
Залы для музыкальных и физкультурных занятий, комнаты для использования технических средств обучения | 400 | На полу |
Зал бассейна | 150 | На поверхности воды |
Туалетно | 75 | На полу |
Буфетная | 200 | 0,8 м над полом |
Медицинский кабинет, кабинет врача | 300 | 0,8 м над полом |
Изолятор | 200 | На полу |
Приложение 3 |
ПОДБОР МЕБЕЛЬ
для детей дошкольного возраста
Группа мебели | Маркировка цветная | Рост ребенка, мм | Высота стола над полом, мм | Высота стула над полом, мм |
00 | Зеленый | до 850 | 340 | 180 |
0 | Белый | с 850 до 950 | 400 | 210 |
1 | Оранжевый | с 950 до 1160 | 460 | 260 |
2 | Фиолетовый | с 1160 по 1210 год | 530 | 310 |
3 | Желтый | с 1210 | 590 | 350 |
Приложение 4 |
ПРОТОКОЛ
хронометражных наблюдений за занятиями по физическому воспитанию