Малыши отличаются от взрослых в первую очередь непосредственностью и открытым проявлением своих желаний, эмоций. Маленькому человечку сложно понять, почему нельзя именно это, или зачем нужно делать вот так именно сейчас. У деток младшего дошкольного возраста слабо развито чувство коллективизма, такта, они не знакомы с основами социального этикета.
Все это, а также особенности семейного воспитания каждого ребенка, приводит к частым конфликтам между детьми. Так же в саду, в отличие от дома, ребенку приходится слушать воспитателя, делиться игрушками и контактировать со сверстниками. Если ребенок замкнут в себе, привык к тому, что он находится в центре внимания взрослых и его требования выполняются с первого слова, то ему будет сложнее научиться бесконфликтно взаимодействовать с детским коллективом. Особенно конфликты проявляются во время игры. Малыш 2 – 4 лет активно принимает участие в коллективных играх, однако, ему хочется играть по своим правилам, а не выполнять чужие, которые он подчас даже не понимает до конца. Каждый из играющих ребят хочет быть главным, «взрослым» и лидером, хотя бы в данной игре. Различают «внешние» и «внутренние» конфликты. Внешние конфликты проявляются в спорах и легко решаются самими малышами, такие ситуации позволяют малышу почувствовать ответственность за решение существующей проблемы и формируют основы моральности, а так же помогают постичь азы коммуникаций. Внутренние конфликты могут выражаться в замыкании ребенка в себе, развитии у него комплексов и фобий. Здесь необходимо вмешательство и компетентная помощь воспитателя. Для того, чтобы не допустить «травли» ребенка, родителям, как и воспитателям, следует внимательно относится к малейшим изменениям в поведении ребенка и его общении со сверстниками. Даже самым маленьким, следует сразу объяснять последствия агрессивного поведения по отношению к другим детям и не рассчитывать на то, что ребенок «перерастет» такое поведение. Основы социального поведения, характер, а также отношение к родителям (и старшим, как примеру для подражания и авторитету) закладываются уже в раннем возрасте, можно сказать, в песочнице. Кроме того, не редкие случаи проявления физической агрессии.
Решением всех вышеперечисленных проблем является активное участие родителей в жизни ребенка: совместные игры, в которых в игровой форме можно объяснить малышу, что хорошо, а что плохо; общение с другими детками для того, что бы ребенок учился взаимодействовать и делиться, в чем-то уступать и постоять за себя. Не маловажную роль играет квалификация и человеческие качества воспитателя в детском саду, так как именно он может, как погасить зарождающийся конфликт, так и стать причиной его возникновения (например, в виде предвзятого отношения к ребенку). Именно поэтому, родителям не стоит целиком и полностью полагаться на воспитателей, необходимо активно интересоваться и участвовать в жизни малыша, как дома, так и за его пределами.