В обществе детей ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, поскольку взрослые не всегда могут уделить ребенку достаточно времени. Даже в случае, когда ребенок постоянно находится с мамой или с бабушкой, они не могут уделять ребенку столько времени, сколько он хочет.
Существует большое различие в уровне развития ребенка и взрослого. Снизить эту разницу возможно только в случае, когда взрослый становится на уровень ребенка, подстраивается под него. Обратная ситуация невозможна.
Важным условием становления личности ребенка является развитие его внутреннего мира. Чтобы проникнуть во внутренний мир ребенка, взрослому необходимо общаться с ребенком на его уровне, что не является проблемой для взрослого. Однако этот процесс не постоянен, он может утомить и взрослого, и ребенка. Поэтому нужно отдыхать от такого общения и предоставлять ребенку время для общения с детьми. Чем старше и самостоятельнее становится ребенок, тем меньше ему нужна забота взрослых. Однако взрослые должны учитывать, что уменьшение времени общения с ребенком приводит к ограничению понимания между ребенком и взрослым.
Рост потребности общения со сверстниками происходит из-за того, что у детей имеются схожие интересы и проблемы, они имеют подобные обязанности дома и в школе, в их распоряжении больше свободного времени.
Необходимость общения с одногодками сильнее выражена у единственного ребенка, ведь дома его окружают только взрослые. Однако не стоит забывать, что контакты со сверстниками нужны и детям, у которых есть сестры и братья. Например, разный возраст детей одной семьи может привести к различию в уровне развития, как физического, так и духовного, формированию у детей разных интересов. С другой стороны, это может служить и положительным фактором.
Общение ребенка со своими братьями и сестрами отличается от взаимодействия со своими сверстниками тем, что общение с первыми ему дано, а друзей он может выбирать самостоятельно.
Такое общение характеризуется эмоциональной насыщенностью. Если разговор ребенка со взрослым отличается относительным спокойствием, то разговор со сверстниками, как правило, сопровождается резкими интонациями, смехом, криком. Важной чертой общения детей является нерегламентированность, нестандартность контактов. Общение со взрослыми предполагает определенные нормы, которые ослабляются в отношениях со сверстниками. Дети могут вести себя непринужденно и свободно. Кроме того, в этих отношениях преобладают инициативные действия, то есть для ребенка намного важнее собственные действия, высказывания, интересы сверстников не учитываются. Такое поведение не редко может приводить к конфликтам и обидам. С другой стороны, ребенок учится находить выход из сложившихся трудных ситуаций, прощать обиды и сглаживать конфликты. Формы общения детей постоянно меняются, процесс общения проходит сложный путь развития, который влияет на формирование ребенка.